пятница, 17 октября 2008 г.

ИНТЕРЕСНО НАРОДОВЕДЕНИЕ

Левый - противоположный правому. Украинский народ, связывал смысл "левого" с идеей чего-то недоброго, враждебного, зловещего: "Как звонит в правом все, то должно быть что-то хорошее, а как в левом, то - плохо". Встать утром левой ногой заранее предвещает несчастливый день, потому и присказка: "Он сегодня плохой, потому что левой ногой из кровати вставь". Верили, что левой рукой не годится никому ничего давать, потому что то было бы ему на вред; самый акт представления левой рукой свидетельствует о недоброжелательности. Не годится также и есть левой рукой. А кто бы левой рукой перекрестился, то тем бы к себе черта призвал. То же и у итальянцев, где "левый" ("сіністро") значит не только плохой, вредный, но и даже преступный: "Фачча сіністра" ("левое лицо") значит - человек, который имеет преступные наклоны или намерения. У французов "гош" ("левый") значит фигурально неловкий.

***

Первое купание ребенка имело в народной практике не только сугубо гигиенически профилактическое значение. Используя определенные предметы, прежде всего такие, которые освящались в церкви (вода, зелье, мед), младенцу пытались передать их лечебные свойства. Магическая сила будто росла благодаря фор-мулам-пожеланиям, которые сопровождали обряд. Да, в купель мальчику клали любисток, приговаривая, чтобы любили; веточку дуба, чтобы был сильным; барвинок, чтобы долго жил; бархатцы, чтобы был чернобровым. В купель девочке добавляли ромашки, чтобы румяна была; калину, яблоки, чтобы красная была. Подливали также святую иорданскую воду.
Воду из купели выливали там, где люди не ходят", или под плодовитое дерево.

***

Целый ряд мудрено помеченных профилактических мероприятий в народе издавна очерчивались словом "грех". Грехом считалось есть яблоки к Спаса (19 августа за новым стилем), потому что они только созревали и могли вызывать желудочно-кишечные заболевания. Запрещалось купаться к Купала (7 июля за новым стилем), поскольку вода еще недостаточно нагрелась.
Общеизвестный обычай накрывать посуду с едой и ведро с водой, чтобы туда не попал черт; нельзя есть нескольким одной ложкой, чтобы не быть в ссоре, мыть посуду после заката солнца.
Небезосновательные и такое поверье, как запрещение втираться братьям или друзьям одним полотенцем, потому что непременно будут в ссоре. Чтобы не встретить ведьму, не рекомендовалось, не умывшись, выходить из дома. Не позволялось бросать сквозь окно кость, чтобы волки не поили скот. Беременной женщине не советовали выливать перед порогом помои, потому что ребенок родится нездоровым.
Подобные обычаи следует рассматривать как определены санитарно профилактические нормы, рациональные в своей основе.

***

По давней украинской традиции обед считался священным. Обедали всегда всей семьей в одно и то же время. Первым за стол садился глава семьи - на покуті гад обидами. Это место было самым почетным: для дорогих гостей, свадебных молодых, бабы-повитухи. Во время обеда запрещалось смеяться, шуметь и даже громко разговаривать. На Киевщине говорили: "Можно ли смеяться, когда едят? Нужно помыть руки, тихо помолиться, молча садиться к столу и не лезть поперед отца. Первая ложка - хозяина, а за ним уже все домашние едят". На Полтавщини бытовало поверье: "Как кто за обедом выругается, в доме хлеб переведется". Поэтому все тихо и почтенно обедали. А детям не позволяли и ногами качать под столом, потому что нечистый прицепится. Нельзя громыхать ложками или ножом. Как что-то упадет из рук, когда обедают, то какие-то убытки случатся. Ели из общей миски, каждый своей ложкой. Если семья большая, детей сажали отдельно. Определенный демократизм оказывался в обычаях обедать вместе с рабочими, неожиданными гостями, которым выдавали ложки и приглашали к трапезе. Не допускали к общему обеду лишь людей, которые запятнали себя "нечистой профессией" (например, живодеров). И в пекарских цехах таких людей не допускали к тесту (хлеб требовал безукоризненной чистоты и нравственности).

***

Мизинец, мізинний палец - наименьший палец на руке. Ему украинский народ предоставлял особенного значения. Это палец, что, мол, находится в непосредственной связи с душой. Поэтому, например, упыри сосут кровь у детей через мизинец. И у самого упыря, за народным поверьем, душа находится в мизинце левой руки. Когда бы ему утяти тот палец, то душа в настоящий момент бы из него вышла, и он умер бы.
У давних римлян заніміння, то есть помертвел мизинца считалось зловіщий знаком.
Договоры с чертом, в которых ему продавалась душа, тоже нужно было подписывать кровью из мизинца.
Верили, что через мизинец можно влиять не только на внутреннюю боль человека - тоску и тому подобное, но и на боль физическую.

***

За народным поверьем, девушке запрещалось облизывать макогон под угрозой, что будет иметь лысого мужчину.

Комментариев нет: