Существует несколько причин, из которых авторы прибегают к псевдонимам. Чаще всего им придется прятаться от потенциальных преследований за свое остро направленное произведение, иногда изменяют неблагозвучную или невыразительную фамилию. К ХХ веку женщины печатались под мужскими именами через гендерные ограничения в обществе. Существуют групповые псевдонимы, когда под одним именем скрывается группа авторов. А иногда с помощью разных имен периодические издания пытались скрыть нехватку корреспондентов.
Есть 3 вида прикрытия авторства: псевдонимы, анонимы и мистификации. Среди псевдонимов выделяют такие интересны виды как криптонимы (отдельные буквы, например, инициалы) и астронимы (звездочки - ***). Когда же об авторе совсем нет данных, то произведение называют анонимным. Иногда произведение отражается фамилией автора, который в действительности его не писал, - это мистификация.
Наилучший псевдоним для маскировки - такой, который не имеет ничего общего с фамилией автора. Но самолюбие часто принуждает авторов хитрить и приближать псевдоним к собственному лицу: оставлять правильное имя или инициалы (Лариса Косач - Леся Украинка), образовывать фамилию от по-батькові (Иван карп Тобилевич - Иван Карпенко), творить псевдоним от местожительства (О.Кониский - Переходовець), образовывать анаграмму (Андрей Марцинюк - Андринюк).
Интересной является практика перевода своей фамилии на другие языки (чаще всего для «облагородження»): Драгоманов - Толмачев, Гребенка - Гребенкин (российская), Куколь - Зизаний (латынь). А Степан Руданский поступил наоборот: он подписывал произведения именем Венок Руданский (stephanos из греческой - венок).
Самые давние украинские псевдонимы были в древнерусских книгах, когда автор считался «ретранслятором» Божьего голоса, а, следовательно, называться было недостойно. Чаще всего имена шифровали цифрами.
Широкое применение псевдонимов началось в эпоху полемики между католиками и православными, когда автора антиуниатского произведения реально могли казнить. В эпоху барокко среди курьезных стихотворений частыми являются стихотворные анаграммы и акростихи с именем автора.
А с развитием новой украинской литературы в условиях царизма псевдонимом пользовался почти каждый художник, и то не одним.
Рекордистом из количества псевдонимов является О.Кониский (использовал по большей части в периодике) - 141, И.Франко - 99, П.Кулиш - 47, О.Пчилка - 44.
Некоторые писатели вошли в историю украинской литературы с соединенным псевдонимом и фамилией: И.Нечуй-левицкий, Г.Квитка-основ’яненко (выделены псевдонимы), кое-кто - только под набранным именем: Анна Барвинок, Марко Заразиха, И.Билик, Панас Мирный, Остап Вишня, Олег Ольжич.
От местожительства и географических названий образовались: Основ’яненко (хутор Основа под Харьковом), Леся Украинка (и псевдоним ее дяди Михаила Драгоманова Украинец), Марко Черемшина (от реки Черемош).
От личных черт: Панас Мирный (Панас Рудченко), Сивенький (В.Самийленко).
Особенно любили писатели ХІХ столетия барвинок. Владимир Барвинский взял имя Василий Барвинок, Юрий Керекеш, - Ю.Барвинок, Иван Тичина - И.Барвинок, Ольга Дучиминска - Олег Барвинок. Прижился он только у жены П.Кулиша Анны Барвинок.
В 1894 году в журнале «Заря» Осип Маковей выступил с резкой статьей против моды на псевдонимы. Он утверждал, что таки нужно иметь отвагу, чтобы писать настоящую фамилию. Сам же Маковей пользовался 56-ма псевдонимами.
Интересны коллективные псевдонимы: Г.Р.Молодик - галицько-руська молодежь, А.Гурт - М.Комаров, О.Косач, М.Старицкий, Мубал - от первых букв Николай Угрин-безгришний и Антин Лотоцкий, Рокувабо - Роман Купчинский и Василий Бобинский.
Были и курьезные псевдонимы: Кобзарь Дармограй - Т.Шевченко, баба Нона - С.Русова, Паула - И.Франко, Невидомець женского рода - Панас Мирный, бабушка Екатерина - О.Кониский, Дон Кихот не Ламанский - О.Андриевский, Гугурдядько - О.Цисс.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
1 комментарий:
Как ярый грамманаци вставлю: маски НАдевают, а не Одевают
Отправить комментарий